Газета АгроНовости от 18.08.2014 года
Обзоры рынка молока

Союзмолоко просит вернуться к доработке приказа по введению электронной ветсертификации Посмотреть предложения на Площадке предложений

15 августа 2014 года замминистра сельского хозяйства РФ Д. Юрьев провел совещание по вопросу государственной поддержки молочного животноводства с участием отраслевых союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей.

По итогам 2013 года уровень самообеспеченности России молоком составил 77%, что является одним из самых низких показателей в сравнении с другими видами сельхозпродукции и продовольствия. Производство молока в 2013 году во всех категориях хозяйств уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 3,7%.

Как сообщил Д.Юрьев, для улучшения ситуации в Минсельхозе РФ считают необходимым, в первую очередь, закрыть задолженность по выплате субсидий по инвестиционным кредитам, ранее отобранным и представленным на отбор, реализация которых началась в 2012-2013 годах.

Также «Выделение отдельной подпрограммы даст сигнал аграрному рынку, повысит инвестиционную привлекательность молочного скотоводства», — заявил Д.Юрьев на совещании, добавив, что «целевой индикатор подпрограммы – объемы производства молока».

Д.Юрьев подчеркнул, что важным фактором увеличения объемов производства молока является техническая модернизация.

Как сообщил Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), он обратился в Правительство РФ с просьбой вернуться к доработке приказа по введению электронной ветсертификации:

 «СОЮЗМОЛОКО не выступает против введения электронной ветсертификации в целом, — заявил глава Союза А.Даниленко. — Однако принятый вариант приказа подразумевает введение ее бумажного варианта до введения электронной версии». По его словам, это приведет к полной остановке производства и прекращения выпуска продукции в оборот, что повлечет за собой многомиллиардные потери для государства и бизнеса, нехватку товаров для конечного потребителя, что в случае введения санкций со стороны России и запрета на ввоз продукции из ЕС, приведет к острейшему дефициту молока и молочной продукции.

 Зарегистрированный Минюстом приказ кардинально изменился по сравнению с тем документом, который прошел публичные обсуждения с бизнес-сообществом, а также процедуру оценки регулирующего воздействия , которая помогла снять большую часть озабоченностей производителей, пояснил А.Даниленко. Рабочая группа по пилотному проекту так и не была создана, несмотря на закрепленные в протоколах встреч с СОЮЗМОЛОКО намерения властей.

 Так, исчез переходный период для внедрения механизма электронной ветеринарной сертификации до 15 февраля 2017 года для тех товаров, на которые ранее в России не оформлялись ветеринарные сопроводительные документы. Это не только молочная продукция и мороженое, но и супы, бульоны, продукция для детского питания на молочной и мясной основе, макаронные изделия с начинкой и многие другие продукты.

Кроме того, в приказе на сегодня отсутствует обязанность региональных ветеринарных служб перейти на электронную ветсертификацию к 2017 году. Регионам всего лишь рекомендовано обеспечить техническую возможность оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде до 2017 года, которая окончательно будет внедрена по мере технической готовности субъектов. Это означает, что ветеринарная сертификация может осуществляться на бумажных носителях неограниченный период времени.

 Помимо этого, из текста приказа исчез пункт о безвозмездности оформления необходимых документов в бумажном виде. Дополнительные издержки только для молочной отрасли, по предварительным расчетам, составят порядка 27 млрд. рублей в год, что приведет к удорожанию продукции как минимум на 10-15%, а также к сокращению производства и банкротству предприятий, которое идет вразрез с планами правительства на интенсивное импортозамещение.

 В международной практике нет примеров применения ветеринарной сертификации к готовой молочной продукции при ее перемещении внутри страны (за исключением экспортно-импортных операций): все используемое непереработанное сырье животного происхождения внутри страны проходит ветеринарно-санитарную экспертизу с оформлением ветеринарных сертификатов, поэтому готовая молочная продукция производится из безопасного в ветеринарном отношении сырья. В связи с этим ветеринарная сертификация на переработанную молочную продукцию никогда ранее не применялась.

 При этом специфика изготовления молочной продукции заключается в том, что одна партия готовой продукции может включать в себя более 50 партий молока-сырья, а за одни сутки средний молочный завод производит около 40 партий готовой продукции. На оформление ветеринарных сертификатов, по расчетам СОЮЗМОЛОКО, потребуется 158 часов рабочего времени ежедневно, то есть 20 дополнительных специалистов, которых нет в России. В результате применения этого документа для производителей молочной продукции и торговли чрезвычайно усложнится логистика и практически невозможной станет транспортировка и реализация молочной продукции через объекты нестационарной торговли, например, продажа мороженого на молочной основе в киосках.

С обращениями в адрес Правительства РФ о недостаточной проработке системы электронной ветеринарной сертификации, спешное введение которой негативно отразится на всем АПК, неоднократно выступали Российский союз предприятий молочной отрасли, Координационный совет рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, Содружество производителей фирменных торговых марок, Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, Ассоциация добытчиков минтая, Союз участников потребительского рынка и иные ассоциации производителей пищевой продукции. О серьезных последствиях вплоть до остановки поставок не только молочных продуктов, но и других товаров из сырья животного происхождения заявляет и Ассоциация Компаний Розничной Торговли».

Аналитическая служба «АгроНовостей»