Обзоры рынка молока
в 2008 году в Россию импортировано 140 тыс. тонн сливочного масла, из них 55 тыс. тонн - белорусского производства Посмотреть предложения на Площадке предложений
Как уже сообщалось, главы министерств сельского хозяйства России Е.Скрынник и Белоруссии С.Шапиро в начале июня договорились о сокращении объемов ввоза сухого молока в Россию с 110 тыс. до 70 тыс. тонн и об увеличении поставок белорусских сыра и творога со 100 тыс. до 132 тыс. тонн.
7 июня глава Роспотребнадзора Г.Онищенко ввел запрет на поставки в Россию более 600 видов белорусской молочной продукции, которая не перерегистрирована в соответствии с российским техрегламентом на молоко. Затем Г.Онищенко заявил, что Россия ввела запрет на ввоз более 1 тыс. наименований молочной продукции из Белоруссии. Таким образом, почти вся молочная продукция из Белоруссии оказалась под запретом.
И началась «молочная война»: белорусская сторона высказала претензии по поставкам российского пива, российская – по оплате газа. Следует заметить, что торговые войны в развитых государствах обычное явление и в их ведении страны с развитой экономикой имеют большой опыт, мы - только учимся.
В 2008 году в Россию было импортировано 140 тыс. тонн сливочного масла, из которых 55 тыс. тонн - белорусского производства. "Мы не против того, чтобы на российском рынке были молочные продукты из Белоруссии, но мы должны работать в равных экономических конкурентных условиях", - заявил А.Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко), президент компании "Русские фермы". "Колоссальная поддержка государства, которая оказывается белорусским производителям молока, позволила им так "раскочегарить" свое производство, что оно вышло далеко за пределы их внутреннего спроса", - отметил он.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Т.Рыбалова сообщает, что Белоруссия ежегодно производит более 6 млн. тонн молока, из которых перерабатывается 5,5 млн. тонн. Она также отметила, что продвижение продукции в РФ в большой степени способствует умелая организация системы дистрибуции. "В ряде регионов РФ Белоруссия имеет собственные распределительные центры, работают представительства многих предприятий и, наконец, в розничных сетях крупнейших российских городов Белоруссия имеет собственные секции, -заявила она.
Вместе с тем, если "молочная война" между Россией и Белоруссией не завершится быстро, то высока вероятность повышения цен на масло, несмотря на то, что россияне заметно снизили его потребление в условиях кризиса. С 15 июня 2009 года Россия ввела таможенные пошлины на импорт тропических масел, которые используются для производства более дешевых спрэдов, пользующихся спросом у россиян с невысокими доходами.
1 июля министры сельского хозяйства России Е.Скрынник и Белоруссии С.Шапиро встретились в Москве. «Мы полностью согласовали наши позиции в рамках скорректированных прогнозных балансов спроса и предложения Союзного государства по молоку и молочным продуктам, а также по мясу и мясопродуктам на 2009 год», - сообщила Е. Скрынник. «Все острые вопросы сняты, мы продолжаем наше сотрудничество в нормальном режиме», - подчеркнула министр.
Е. Скрынник также сообщила, что в июле этого года состоится заседание совместной коллегии Министерства сельского хозяйства России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по вопросу синхронизации аграрной политики.
«На заседании будут рассмотрены юридические и экономический аспекты синхронизации аграрной политики России и Белоруссии, вопросы эффективности взаимодействия ветеринарных служб и формирования прогнозных балансов по поставкам мяса и молока на 2010 год», - проинформировала Е. Скрынник.
ОАО "Вимм-Биль-Данн Продукты питания" (ВБД ПП) обратилось в Федеральную антимонопольную службу РФ с претензией по поводу рекламной компании "Данон Индустрия".
Как говорится в сообщении Федеральной антимонопольной службы, претензии компании касаются рекламных роликов продуктов питания "Растишка", распространяемых в течение 2008 года на российских каналах. В рекламе потребителя убеждают в том, что продукты под данным товарным знаком являются детским питанием.
По итогам рассмотрения дела в Федеральной антимонопольной службе пришли к выводу, что отсутствие в рекламе продуктов питания под товарным знаком "Растишка" существенной части информации вводит потребителей в заблуждение относительно назначения и потребительских свойств продукта.
В частности, указанная на упаковке рекламируемого товара информация о содержании белков и углеводов не соответствует требованиям СанПиН для продуктов детского питания.
Между тем, экономический кризис сказался на европейских производителях молочной продукции: закупочные цены на молочные продукты, по оценкам экспертов, снизились в среднем на 30-40% и составляют сейчас 18-20 евроцентов за литр. Европейские аграрии считают, что закупочные цены должны быть увеличены минимум до 50 евроцентов за литр, чтобы молочные хозяйства были рентабельны.
В мае прошли массовые манифестации фермеров в Берлине и Париже. 18-19 июня во время проведения в Брюсселе саммита Евросоюза прошла широкомасштабная манифестация фермеров. Они прибыли в Брюссель на порядка 750 тракторах и другой крупной сельхозтехники из нескольких стран Евросоюза.
Аналитическая служба «АгроНовостей»