Газета АгроНовости от 08.04.2013 года
О биржевой торговле

Поставка против платежа Посмотреть предложения на Площадке предложений

Наш корреспондент беседует с начальником Управления продвижения и сопровождения рынка Департамента товарного рынка группы Московская Биржа, к.т.н. Александром Владимировичем Мучкаевым.

А.В.Мучкаев

— Александр Владимирович, основополагающий принцип биржевой торговли – «поставка против платежа» («delivery versus payment»), расскажите об этом пожалуйста.

— Участник биржевой торговли, будь то покупатель или продавец, только тогда чувствует себя комфортно и в относительной безопасности, когда биржа обеспечивает ему защищенность от разного рода неожиданностей, которые случаются на рынке и могут нанести вред его бизнесу. Например, вы — мукомол и заключили сделку на покупку партии зерна на наличном (спот) рынке. Допустим, что в соответствии со своими обязательствами по договору купли-продажи продавец должен поставить зерно через 5 дней, но этого не происходит по причине того, что обещанное вам зерно он продал другому покупателю за более высокую цену.

Если это происходит вне биржи, то у вас есть единственное средство воздействовать на такого продавца – это обратится в суд с иском. Судебное разбирательство отнимет у вас массу времени и средств даже при условии, что вы выиграете тяжбу. При этом для того, чтобы ваш бизнес не пострадал, вы вынуждены снова искать нужный товар у более порядочного продавца. Если же сделка заключается на бирже, то с помощью правил биржевой торговли, к которым «по умолчанию» присоединяются все участники торгов, биржа и клиринговая организация создают условия, при которых экономически невыгодно не исполнять своих обязательств. Причем эти условия должны обеспечивать одинаковую защищенность контрагентов по сделке, чтобы ответственность сторон находилась в равновесном состоянии.

Равновесие в отношении ответственности сторон за неисполнение обязательств друг перед другом – основополагающее организационное условие биржевой торговли. Добиться абсолютного равновесия на практике невозможно, но стремиться к этому необходимо. Этот принцип положен в основу любой системы управления рисками, и всякое нарушение равновесного состояния приводит к непредсказуемому поведению участников при выполнении ими своих обязательств. Другими словами риск неисполнения увеличивается.

Из рассмотренного примера обязательствами покупателя по сделке являются – своевременное оформление документов (например: оформление договора купли-продажи) и своевременное перечисление денег в полном объеме за купленный товар. К обязательствам продавца по сделке относятся – также своевременное оформление документов и своевременная отгрузка в полном объеме проданного товара в соответствии с заключенной сделкой.

Как теперь сделать, чтобы права обеих сторон (и продавца и покупателя) были максимально соблюдены? В условиях биржевой инфраструктуры это делается достаточно просто и ключевую роль здесь играет клиринговая организация. Во-первых, прежде чем выйти на торги участники вносят на свои счета в клиринговой организации гарантийное обеспечение. Мы уже отмечали – покупатели вносят денежное обеспечение в размере 5-15% от стоимости покупаемого товара, а продавцы вносят либо деньги, либо гарантируют исполнение своих обязательств 100% наличием физического товара, хранящегося на биржевом складе. После заключения сделки в торговой системе биржи клиринговая организация вступает в права строгого контролера. Предметом контроля являются сроки и полнота исполнения обязательств сторон по сделке. При этом клиринговая организация руководствуется основополагающим принципом биржевой торговли – «поставка против платежа» («delivery versus payment»). Рассмотрим исполнение этого принципа на схеме. Предварительно договоримся о следующих обозначениях:

Т – день биржевых торгов, в который заключилась сделка.

Т-1 – канун биржевых торгов.

Т+n – день, когда прошло n дней после заключения сделки.

1. В день Т-1 продавец и покупатель вносят гарантийное обеспечение (10% объема)

2. В день Т (торги) между продавцом и покупателем заключается сделка.

3. В день (Т+ n) покупатель вносит в клиринговую организацию 100% оплаты за товар

4. Клиринговая организация отпускает гарантийное обеспечение покупателя, т.к. он полностью выполнил свои обязательства.

5. Клиринговая организация уведомляет продавца об оплате и начале отгрузки товара.

6. Продавец отгружает товар и высылает в клиринговую организацию документы, подтверждающие отгрузку товара.

7. Клиринговая организация зачисляет на счет продавца оплату за товар и отпускает гарантийное обеспечение продавца. В некоторых случаях гарантийное обеспечение покупателя отпускается на этом этапе, чтобы исключить возможности необоснованного отказа покупателя от поставленного товара.

В случае неисполнения обязательств одной из сторон клиринговая организация объявляет ее несостоятельной (нарушившей правила или регламент биржевой торговли), а второй (пострадавшей) стороне перечисляется неустойка в размере гарантийного обеспечения стороны, не выполнившей своих обязательств. Здесь, как мы видим, все обходится без судебных разбирательств, неустойка списывается с нарушителя в безакцептном порядке, т.е. биржа и клиринговая организация не спрашивает у него согласия.

В результате нарушитель наказан рублем, а пострадавшая сторона получает приличную компенсацию за причиненные ей неудобства. Эту компенсацию участник, если он покупатель, может использовать для покупки на биржевом рынке другой партии товара и остаться еще в экономическом выигрыше. А если участник продавец – эта компенсация может трактоваться, как плата за моральный ущерб. Что касается нарушителя, то, как правило, биржа не ограничивается только списанием с него неустойки. Он может быть наказан более серьезно, например, биржа может отключить его от торгов, внести его в «черный» список нарушителей, от чего пострадает репутация нарушителя и т.д. Еще не известно, что может принести нарушителю больший экономический вред неустойка или утрата реноме (авторитета).

Беседовала Анна Шапалина